Одонтогенный верхнечелюстной синусит: причины, симптомы и лечение

Одонтогенный верхнечелюстной синусит – это воспалительное заболевание слизистой оболочки верхнечелюстного синуса, вызванное попаданием инфекции со стороны полости рта (одонтогенной инфекции).
“...категорически против шаблонного подхода в нашей специальности и всегда буду стремиться найти для каждого пациента его индивидуальный план лечения.”
стоматолог хирург-имплантолог

Определение и причины заболевания

В статье используются терминология: верхнечелюстной синусит, верхнечелюстная пазуха и гайморова пазуха - это названия одного понятия.
Одонтогенный верхнечелюстной синусит возникает из-за распространения инфекции от зубов или от окружающих зуб тканей (пародонт). Среди причин заболевания:
  • Хронические воспалительные очаги в области верхушек зубов верхней челюсти.
Существуют два типа верхнечелюстных пазух - объёмные пневматические и менее развитые склеротические.
  • Гранулёмы и одонтогенные кисты.
  • Субпериостальные абсцессы.
  • Пародонтит тяжелой степени (глубокий патологический зубодесневой карман).
  • Инородные тела в верхнечелюстной пазухе (пломбировочный материал, выведенный за верхушку зуба).
  • Осложнения после удаления зубов (фрагмент корня зуба, продвинутый в пазуху при травматичном удалении).
Инфекция из периапикальных тканей быстрее проникает в случае пневматического типа строения пазухи, из-за более тесного контакта зубов со слизистой пазухи, что может привести к более стремительному развитию синусита.

Симптомы одонтогенного синусита

• Боль в зубах, усиливающаяся при накусывании.
  • Сильные боли в лице, распространяющиеся в лоб, глазницу и висок.
  • Заложенность носа и затруднение носового дыхания.
  • Обильные выделения из носа, иногда гнойные.
  • Слезотечение и боязнь яркого света.
  • Отёк лица на стороне воспаления.
В период острой фазы одонтогенного синусита пациенты отмечают боль или воспаление десны в области причинного зуба.
Хроническая стадия заболевания проявляется периодическими болевыми ощущениями в области воспалённой гайморовой пазухи. Общее состояние пациента может оставаться нормальным.

Диагностика одонтогенного верхнечелюстного синусита

Для диагностики заболевания могут использоваться следующие методы:
  • Выявление жалоб и сбор анамнеза.
Целью диагностики является выявление «причинного зуба» – источника одонтогенной инфекции, степени вовлеченности гайморовой пазухи в патологический процесс, определение фазы воспаления (острый или хронический).
  • Осмотр полости рта пациента.
  • Рентгенологическое исследование.
  • Компьютерная томография.

Лечение одонтогенного верхнечелюстного синусита

Лечение одонтогенного верхнечелюстного синусита требует комплексного подхода.
В случае невозможности сохранения причинного зуба, может потребоваться его удаление, а также назначение медикаментозной терапии: антибактериальной и противовоспалительной.
В ряде случаев стоматологического вмешательства может быть недостаточно для полного устранения заболевания. В таких случаях квалифицированный стоматолог подключит к лечению ЛОР-врача (отоларинголога).
Хотим сделать акцент на том, что, в случае одонтогенной природы верхнечелюстного синусита, даже квалифицированный ЛОР-врач не сможет полностью вылечить пациента. Не говоря уже о самолечении и применении средств народной медицины.
В случае своевременного обращения пациента за помощью и постановке диагноза на ранней стадии заболевания, стоматолог может ограничиться консервативным лечением. Вылечить причинный зуб, устранив симптомы и избавив пациента от одонтогенного верхнечелюстного синусита.
Если пациент обратился своевременно
Если пациент обратился поздно

Влияние одонтогенного гайморита на общее здоровье

Одонтогенный гайморит не только вызывает негативные симптомы, но и отрицательно влияет на состояние здоровья.
  • Увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.
  • Очищение вдыхаемого воздуха.
Из-за нарушения дыхательной функции, вследствие воспалительного процесса в пазухах, возникает хроническая нехватка кислорода (гипоксия). В этом случае пациенты могут испытывать быструю утомляемость, снижение тонуса, регулярную головную боль.
Стоит уточнить, что воспалительный процесс в пазухе препятсвует выполнению её функций:
  • Обонятельная и вкусовая чувствительность.
  • Резонаторная (формирование тембра голоса).
Одонтогенный верхнечелюстной синусит может являться причиной ещё более грозных осложненией, таких как:
  • Воспаление мозговых оболочек (менингит).
  • Абсцесс головного мозга.
  • Отит (воспаление уха).
  • Пансинусит (воспаление всех околоносовых пазух).

Профилактика одонтогенного верхнечелюстного синусита

Если вы заметили любые из симптомов, описанных выше, обязательно обратитесь к врачу.
Как было изложено выше общее состояние пациента может оставаться нормальным, но инфекция прогрессировать. Большой риск столкнуться с более серьезными последствиями, если своевременно не сделать диагностику и приступить к лечению